Что такое ФОП ДО?
Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 № 1028 утверждена «Федеральная образовательная
программа дошкольного образования».
Федеральная программа позволяет реализовать
несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного
возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного
пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в
общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от
места проживания.
Целью Федеральной программы является разностороннее
развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Цель Федеральной программы достигается через решение
следующих задач:
-обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
-приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
-построение (структурирование) содержания
образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных
особенностей развития;
-создание условий для равного доступа к образованию
для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
-охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
-достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.