УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность
- это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и
общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В.
Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями
здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением
государственной социальной политики. В России началась реализация
Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и
маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к
маломобильным группам населения относятся:
·Инвалиды с поражением
опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих
кресла-коляски)
·Инвалиды с нарушением зрения
и слуха
·Лица преклонного
возраста (60 лет и старше)
·Временно
нетрудоспособные
·Беременные женщины
·Люди с детскими
колясками
·Дети дошкольного
возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых
условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым
возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция
инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для
инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и
культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства -
приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В
настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание
требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
· Конституция Российской Федерации
·Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2016-2020 годы
·Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
·Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом
регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
·Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020
годы
· Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период
до 2020 года
·Конвенция о правах
инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 №
61/106
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс
таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели здоровья
дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень общего развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения,
воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает
процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения
принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ
учитываются следующие принципы:
1.Принцип
развития - Взаимосвязь всех
сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность
личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и
социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы
ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3.Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения,
стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4.Принцип
взаимодействия - Установление
глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса
(педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в
процессе взаимодействия.
5.Принцип
доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во
взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6.Принцип
обучения деятельности - Обучение умению
ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к
самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип
здоровьесберегающий - Забота о
душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии;
обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов,
факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОУ Д/С «Золотой ключик» присутствуют элементы, стимулирующие
познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет
подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и
расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ -
это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся
механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными
возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в
играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности
и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и
дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей
предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий
реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
В МБДОУ Д/С «Золотой ключик» проводятся работы
по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство
обеспечивает (в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида):
·
дошкольное воспитание;
·
внешкольное воспитание и
образование;
·
среднее общее
образование;
·
среднее профессиональное
образование;
·
высшее профессиональное
образование.