1. Актуальность Злободневность сердечно-сосудистых болезней обусловлена широкой распространенностью, высочайшим показателем смертности и важными социальноэкономическими утратами. Таким образом, актуальность данной трудности состоит в том, что схожим болезням, подвержена крупная часть народонаселения, что плохо воздействует на самочувствие цивилизации. Опасения не может не активизировать тот факт, что распределение сердечно-сосудистых болезней с каждым годом неуклонно возрастает. Многие исследователи говорят об эпидемии ССЗ (сердечно-сосудистые болезни) в наше время. Рост болезней сердца и сосудов свойственен для индустриальных государств, что связывают с такими причинами, как урбанизация (высочайшая сосредоточение народонаселения), изменение ритма жизни и повышение эмоциональной напряженности. Статистика заболеваемости и смертности неумолимо подкрепляет, что жизнь и самочувствие человека XXI века находятся под прицелом сердечно-сосудистой патологии. Для выхода из данной тяжелой ситуации необходимы экстренные меры. Работа ведется в различных направлениях, но одно из важных – профилактика и ранняя диагностика. Сердечно-сосудистые болезни, по всеобщему признанию, являются государственной проблемой. Учитывая тот факт, что почти все болезни сердечно-сосудистой системы имеют истоки в детском возрасте, задачей для кардиологов, является обнаружение риска у детей по формированию болезней сердца, ранней диагностике, ведении профилактической работы, направленной на предупреждение реализации данных болезней. Актуальность предоставленной программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка с ограниченными способностями здоровья в современном сообществе. Несмотря на то, что конструкция сердечно-сосудистых болезней и главные патологические состояния, послужившие предпосылкой смерти у детей. Поздняя диагностика и неадекватная критика прогноза у деток лежат в базе высочайшей заболеваемости и смертности в старших возрастных группах, а успех профилактических программ напрямую зависит от их ранней реализации. Гипертоническая и ишемическая заболевания сердца, нарушения ритма, кардиомиопатии и даже склероз часто начинаются в детстве, прогрессируют и нередко стают предпосылкой нетрудоспособности в наиболее старшем возрасте. Положительный эксперимент государств с невысоким уровнем смертности от сердечно-сосудистых болезней указывает, что на успешность борьбы с данной патологией огромное воздействие оказывают ее раннее обнаружение, исцеление и профилактика в детстве. По-прежнему актуальна проблема врожденных пороков сердца, отрицательная ее сторона содержится в том, что рост числа нездоровых гораздо опережает рост хирургической энергичности. К сожалению, степень развития медицины не представляет способности вторгнуться во внутриутробное формирование плода и когда-то воздействовать на закладку сердца. Профилактика ВПС (врождённый порок сердца) у деток подразумевает тщательное обследование родителей перед планируемой беременностью. Плановая вакцинация против краснухи, которая проводится всем девочкам, позволяет избежать появления ВПС вследствие данной опасной инфекции. Кроме такого, непременно следует войти звуковой скрининг в положенные сроки гестации. Этот способ позволяет впору обнаружить пороки развития у малыша и принять нужные меры. При необходимости из родильного зала новорожденного заберут в отделение, чтоб тут же прооперировать и дать ему возможность существовать дальше. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает формирование разных форм образования и самообразования. В согласовании ФГОС ДО важным условием включения ребенка с особенными образовательными нуждами в среду дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида является спец. психолого-педагогический компонент инклюзивной практики. Родители ребенка имеют преимущество на отбор образовательной стратегии для собственного ребенка и определение дошкольного образовательного учреждения, в котором ребенок получит лучшую социализацию Цель и задачи адаптированной образовательной программы Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ССЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Задачи: 1. Реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ССЗ; 2. Коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ССЗ; 3. Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ССЗ, в т. ч. их эмоционального благополучия; 4. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ССЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; 5. Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ССЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; 6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 7. Формирование общей культуры личности обучающихся с ССЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ССЗ; 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ССЗ; 10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Новизна Содержится в обновлении содержания программы: включены корригирующие упражнения: с предметами и без предметов; Новизна в применении современных инновационных технологий (Здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, разработка дифференцированного физкультурного образования); Принципы построения программы Программа составлена на базе обычных дидактических принципов: ассоциация теории с практикой, наглядности, доступности, от простого к сложному и т. п., какие отражены в коррекционной педагогике. Главное По понятию М. М. Семаго " … подлинное сознание ценностных, организационных и содержательных качеств инклюзивного образования, его принципов, задач, логики проведения развивающей и коррекционной работы, точной согласованности действий всех профессионалов по принципу " в нужное время, в нужном месте ". Практическая значимость Значимость программы сопровождения состоит в том, что ребёнок с ОВЗ имеет все шансы получать психологическое и педагогическое содействие в дошкольном возрасте, но особенная ее важность в эксперименте оказания образовательных услуг для ребёнка с ССЗ. Индивидуальная образовательная программа по развитию малыша 3-4 лет с врожденным пороком сердца в согласовании с Федеральным законодательством Российской Федерации " Об образовании в Российской Федерации " n 273-ФЗ [в ред. Федеральных законов от 07. 05. 2013 n 99-ФЗ, от 23. 07. 2013 n 203-ФЗ]; Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Индивидуальная образовательная программа для ребенка инвалида младшего дошкольного возраста с оперированным ВПС построена в согласовании с Приказом Министерства образования и науки РФ 1155 от 17 октября 2013 года " Об утверждении ФГОС ДО, Устава МБДОУ Д/С «Золотой ключи»; в согласовании с образовательной программой МБДОУ Д/С «Золотой ключик». Индивидуальная образовательная программа по развитию ребёнка-инвалида гарантирует формирование способностей с учётом его личных особенностей. Программа охватывает короткую психолого-педагогическую характеристику ребёнка с ВПС, советы по организации работы по развитию возможностей. Программа направленна на: Создание критериев развития ребёнка, раскрывающих способности для его положительной социализации; На создание развивающей среды для социализации и индивидуализации ребенка направленна на решение следующих задач: 1. Охрана и улучшение физиологического и психического здоровья ребёнка; 2. Создание критерий для развития ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными чертами и склонностями; 3. Формирование общей культуры личности ребёнка; 4. Обеспечение вариативности; 5. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, личным, психологическим и физическим особенностям ребёнка; 6. Обеспечение психологической помощи семьи и повышения компетентности родителей. Программа основывается на принципах ДО: 1. Проживание малыша всех шагов детства, амплификация детского развития; 2. Индивидуализация дошкольного образования; 3. Сотрудничество и помощь; 4. Возрастная адекватность ДО. Коррекционная работа основывается на: 1. Принцип целостности устранения и развития. 2. Принцип целостности устранения развития и диагностики. 3. Принцип комплексности. 4. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов. 5. Принцип оптимистического подхода. 6. Принцип функционального привлечения ближайшего окружения. Системно-деятельности подход (А. Н. Леонтьев) формирование личных возможностей нужно формировать в системе различных форм деятельности. Индивидуальный подход к ребёнку. При организации процесса обучения более целесообразной является персональная форма проведения занятий. Необходимо учесть соматическое состояние и индивидуальное поведения ребёнка, в зависимости от которого подбирается количество упражнений. При воспитании координационных возможностей используются методические подходы. 1. Преодоление нерациональной мышечной напряженности; 2. Обучение различным движениям с постепенным увеличением их координационной трудности; 3. Для преодоления координационной напряженности нужно образовать и регулярно актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Расслабляющие моменты обязаны войти в структуру всех изучаемых движений это предупредит лишнюю интенсивность; 4. Для развития координационных возможностей применяют последующие способы: стандартно-повторное упражнение; вариативное упражнение; игровой. Эффективным способом обучения координационных возможностей является игровой способ. Условия действенного обучения ребёнка с ВПС: • Продолжать совершенствовать стимул к двигательной энергичности; • Продолжать совершенствовать координационные возможности в различных видах деятельности; • Активизировать формирование психофизических свойств, знание ориентироваться в пространстве. Планируемые итоги освоения Программы Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) представляют собой социально нормативные возрастные качества вероятных достижений ребёнка ДО; определяются самостоятельно от форм реализации Программы, особенностей развития, не подлежат конкретной оценке, в том числе педагогической диагностики(мониторинга). Требования по ФОП к целевым ориентирам в обязательной части программы для ребенка с ВПС. К концу данного возрастного этапа ребенок: 1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим работником и обучающимися; 2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи; 3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; 4) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы; 5) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные простыми по степени сложности синтаксическими конструкциями; 6) различает значения бытовой лексики и их грамматические формы; 7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; 8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); 9) рассказывает двустишья; 10) использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами; 11) произносит простые по артикуляции звуки; 12) воспроизводит звук слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов; 13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий; 14) соблюдает в игре элементарные правила; 15) осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры; 16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать; 17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника; 18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; 19) показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; 20) выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); 21) усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; 22) считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета); 23) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); 24) эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам; 25) владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; 26) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического работника; 27) с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением; 28) осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание); 29) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне); 30) действует в соответствии с инструкцией; 31) выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя); 32) стремится принимать активное участие в подвижных играх; 33) выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью педагогического работника; 34) с незначительной помощью педагогического работника стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического работника. ПРИМЕР Педагогическая характеристика ребёнка с ССЗ Общие сведения о ребёнке: Ф.И. ребёнка: ФИО ребенка Дата рождения: _______ Основной диагноз: Нарушение функции сердечно-сосудистой системы Операция: проведена Возрастная группа: 2 младшая Категория: ребёнок-инвалид. Сведения о состоянии здоровья – состояние в норме, средний аппетит, задержка физ. Развития не наблюдается, психомоторного развития соответствует норме. Особенности нервной системы: быстрая утомляемость, частая смена настроения. Интересы направлены на художественно-эстетическую деятельность. Отношение к делу: не проявляет особой активности, поручения выполняет очень редко. Отношение к себе: ребенок раскован. Симпатия: пользуется только у отдельных ребят. Особенности психических процессов: достаточно внимательно слушает педагога, но случаются ошибки из-за отвлекаемости. Память: избирательна и только то, что предварительно понял. Мышление: удовлетворительно воспринимает материал, с задачами справляется очень медленно. Эмоциональная уравновешенность: уравновешен, спокойный. Психических отклонений не наблюдается Ребенок физически развит, отклонений нет, соответствует возрастной норме. Координация уверенная для данной возрастной категории, выполняет движения по словесным инструкциям. Мелкая моторика и координация пальцев достаточно развиты. Для ребенка с врожденным пороком сердца необходимо: создание режима с максимальным пребыванием на воздухе, посильными физическими упражнениями. Описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям: Особенности коррекционно – развивающей работы с ребенком с ССЗ: • дифференцированный подход, • понижение темпа обучения, • структурная простота содержания познаний и умений, наглядности, • возврат к уже изученному материалу, • многократное возобновление действий; • развития самостоятельности и энергичности малыша. • разные формы одобрения; • наглядность и принцип от простого к сложному Все направленности коррекционно-образовательной работы тесно взаимосвязаны и обоюдно дополняют друг друга. работа по 5 образовательным областям, определенным ФГОС ДО: - Социально – коммуникативное развитие; - Речевое развитие; - Познавательное развитие; - Художественно – эстетическое развитие; - Физическое развитие. Содержание образовательной области " Познавательное развитие " Основная цель — создание познавательных действий, обогащение познаний о природе; формирование познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей жизни дошкольников с ограниченными способностями обеспечиваются действиями, чувствами, восприятия, мышления, интереса, памяти. Соответственно выдвигаются последующие задачи познавательного развития: •формирование и улучшение перцептивных действий; •ознакомление и создание сенсорных эталонов; •развитие интереса, памяти; •развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления •Направление познавательного развития ": • Развитие познавательно-исследовательской деятельности. • Приобщение к социокультурным ценностям. •Формирование простых математических представлений. • Ознакомление с миром природы. Задачи познавательного развития: - Развитие познавательно-исследовательской деятельности; - Приобщение к социокультурным ценностям; - развитие познавательных интересов детей; - ориентировки в окружающем мире, сенсорное формирование, - формирование любознательности и познавательной мотивации; - формирование воображения; - создание первичных представлений об объектах окружающего мира; -Развитие восприятия, интереса, памяти, наблюдательности; -Развитие умения устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать простые обобщения. Содержание образовательной области " Социально - коммуникативного развития " Основная цель — обучение навыками коммуникации и рационального вхождения деток с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития: создание у ребенка представлений о самом себе и простых навыков для выстраивания адекватной системы позитивных личных оценок и положительного отношения к себе; создание навыков самообслуживания; создание умения помогать и правильно принимать окружающие предметы и явления, позитивно касаться к ним; создание предпосылок и основ природного мироощущения. Направления социально-коммуникативного развития: Развитие игровой деятельности; Социализация нравственного обучения; Патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Формирование основ сохранности жизнедеятельности; Задачи социально-коммуникативного развития • Развитие игровой деятельности; • Развивать в будничной жизни методом привлечения интереса; • деток друг к другу, оказания взаимопомощи, роли в коллективных мероприятиях; • в процессе игр и упражнений, направленных на формирование представлений о себе, окружающих взрослых и ровесниках; • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным забавам, играм-драматизациям, где воссоздаются общественные взаимоотношения межу частниками, позволяющие осмысленно присоединяться к простым общепризнанным нормам и правилам взаимоотношений; Социализация нравственного обучения • усвоение норм и ценностей, принятых в сообществе; • воспитание нравственных свойств ребенка; • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и ровесниками; • формирование общественного и эмоционального разума, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; • уважительного и доброжелательного дела к окружающим; • формирование готовности детей к общей деятельности; • формирование умения договариваться; • патриотическое воспитание; • формирование уважительного отношения и принадлежности к собственной семье и к обществу; • создание гендерной принадлежности. Трудовое воспитание • Развивать навыки самообслуживания; • Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции личных действий. • Воспитание культурно-гигиенических навыков. • Формирование положительных установок к разным видам труда и • творчества, • Формировать умения трепетно касаться к порученному заданию (желание доводить дело до конца) Содержание образовательной области " Речевое развитие " Основная цель — гарантировать своевременное и действенное формирование речи как средства общения, знания, самовыражения ребенка, развития различных видов детской деятельности, на базе овладения языком собственного народа. Задачи развития речи: • создание структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; • создание навыков владения языком в его коммуникативной функции — • формирование связной речи, 2-ух форм речевого общения — разговора и монолога; • создание возможности к элементарному осознанию явлений языка и речи. Основные направленности работы по развитию речи дошкольников: формирование словаря; воспитание голосовой культуры речи; создание грамматического строя речи; формирование связной речи; формирование фонематического слуха, формирование мелкой моторики руки. Задачи речевого развития: • Развитие словаря; • Овладение словарным запасом; • Воспитание голосовой культуры речи; • Развитие речевого слуха, на базе которого проистекает восприятие и выделение фонологических средств языка; • обучение верному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; • обучение средствам голосовой выразительности речи (тон речи, тембр гласа, темп, акцент, держава гласа, интонация. Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи подразумевает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), методик словообразования и синтаксиса (усвоение различных типов словосочетаний и предложений); Развитие связной речи: • Учить малыша вести разговор, совершенствовать умение выслушивать и воспринимать обращенную к нему речь, входить в беседу. • Пользоваться различными языковыми средствами, • Развивать умения, нужные для наиболее трудной формы общения — монолога, • Развивать умения выслушивать и воспринимать связные тексты, пересказывать, основывать самостоятельные выражения различных типов; • Обеспечить подготовку деток к обучению грамоте, чтению и письму; • Развитие фонематического слуха, формирование мелкой моторики руки. • Формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. • Взаимосвязь различных речевых задач на базе комплексного подхода к их решению формирует предпосылки для более действенного развития речевых навыков и умений. Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: Игра; Занятия по физическому развитию; ИЗО (рисование, лепка, аппликация); Чтение художественной литературы. Она, являясь сокровищницей духовных имуществ людей, позволяет возместить недостаточность общения деток с ОВЗ с окружающими миром, увеличить кругозор. Литературные творения привлекают деток в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы обладает коррекционной направленностью, так как провоцирует изучение детьми словесной речи, формирование языковой возможности, речевой деятельности. Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие " Основная задача — создание у ребёнка эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, формирование эстетического вкуса, художественных возможностей, усвоение разных видов художественной деятельности. В этом направленности решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, осуществление которых провоцирует формирование у ребёнка с ОВЗ сенсорных возможностей, ощущения ритма, цвета, композиции; умения формулировать в художественных видах свои творческие возможности. Основные направления работы с детьми по художественно-эстетическому развитию. Художественное творчество Музыкальная активность Задачи художественно- эстетического развития Художественное творчество Обучение ребёнка созданию творческих работ. Специфика способов обучения разным видам изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными способностями здоровья обязана выстраиваться на использовании средств, отвечающих их психофизическим особенностям. Лепка содействует развитию мелкой моторики рук, развивает точность исполняемых движений, в процессе работы ребенок знакомятся с разными материалами, их качествами. Аппликация содействует развитию конструктивных способностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование ориентировано на формирование манипуляторной деятельности и координации рук, улучшение мускул рук. Музыкальная активность Прослушание детьми музыки, пение, исполнение музыкально-ритмических движений, пляски, игры на музыкальных приборах. Образовательная область " Физическое развитие " Основная цель — формирование двигательных навыков, зрительнопространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни ребёнка и в семье, и в дошкольном учреждении. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры на открытом воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. На упражнениях по физической культуре, наравне с образовательными и оздоровительными, решаются особые коррекционные задачи: создание в процессе физиологического обучения пространственных и временных представлений; - формирование речи посредством движения; создание в процессе двигательной деятельности разных видов познавательной деятельности; - управление эмоциональной сферой ребёнка, формирование морально-волевых свойств личности, формирующихся в процессе особых двигательных занятий, игр, эстафет. В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивнооздоровительного нрава, направленных на реабилитацию и приспособление к обычной общественной среде людей с ограниченными способностями, преодоление психологических барьеров. Адаптивная физкультура обеспечивает общеукрепляющий, реабилитационный эффекты. Основные задачи, какие стоят перед адаптивной физиологической культурой: • формировать у ребёнка осмысленное отношение к собственным силам; • совершенствовать дееспособность к преодолению не только телесных, но и психологических барьеров; • формировать компенсаторные навыки; • совершенствовать дееспособность к преодолению телесных нагрузок, нужных для настоящего функционирования в сообществе; • формировать необходимость быть здоровым; • формировать понимание необходимости собственного вклада в жизнь сообщества; Система занятий по физическому обучению для дошкольников с врожденнымпороком сердца разрабатывается персонально. Педагог исследует мед. документацию вместе с доктором (выписки из истории заболевания, советы детского кардиолога, невролога) разговаривает сродителями, следит за ребенком в свободной деятельности. Исходя из этого,разрабатывается персональная программа по формированию двигательных уменийи навыков для ребёнка. В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультурныепаузы. Все мероприятия, какие будут проводиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме профессионалов. Содержание компонентов занятий по физической культуре 1. Утренняя гимнастика Особенности утренней гимнастики: снимает остаточное торможение после сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует формированию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам. Утренняя гимнастика проводится с детьми в облегченной одежде в хорошо проветренной комнате, в физкультурном зале или групповой комнате. Чтобы создать у детей эмоциональный подъем и радостное ощущение жизни, гимнастика проводится под музыку. В теплое время года гимнастика проводится на воздухе. Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений (с четырех–пяти до пяти– шести), увеличением числа их повторений (с пяти–шести до шести–восьми) и продолжительностью тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию. 2. Физкультурные минутки Физические упражнения во время занятий являются эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния здоровья детей. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного и других анализаторов. Для детей средней группы включают два–три игровых упражнения, для старшей группы – три–четыре. Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Комплекс физкультминутки обычно состоит из двух–трех упражнений для рук и плечевого пояса, потягивания – выпрямление позвоночника, расширения грудной клетки (руки в стороны или вверх – в стороны, к плечам, перед собой, для туловища – наклоны, повороты, для ног – приседания). При подборе упражнений для физкультминуток необходимо соблюдать основные требования: Помнить об объеме и характере двигательной деятельности детей на занятиях. Наряду с другими упражнениями следует включать в физкультминутки упражнения на расслабление мышц рук. Так, на занятиях по математике дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кисти рук. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем. Может использоваться технология проведения физкультминуток В.Ф. Базарного. Технология учитывает основные механизмы развития нервно-психического и физиологического утомления детей в традиционной среде обучения, предлагает общедоступные методы повышения их нервно-психической и физиологической активности на занятиях. И тем самым предупреждает утомление детей, поддержание естественного хода развития структурных и функциональных характеристик. Формирование у детей тонко-координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активности функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. 3. Гимнастика для глаз В процессе такой гимнастики дети совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. Включаются важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психологическую активность детей. Периодическое внесение в процесс занятий сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а также активизация зрительно-координатного чувства с помощью интенсивных движений: способствуют предупреждению утомляемости детей; поддерживают естественный ход развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации. 4. Физкультурные паузы между занятиями Согласно СанПиН, между занятиями должна быть обеспечена динамическая пауза продолжительностью не менее 10 минут (таблица 6.6 СанПиН 2.4.3648-20). В течение 5–10 минут дети получают дозированную динамическую нагрузку. Физкультурные паузы с детьми предусматривают самостоятельное выполнение упражнений, направленных на повышение функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхолегочной систем, развитие выносливости. Другой вариант проведения физкультурной паузы – организация оздоровительных игр средней подвижности с включением циклических упражнений умеренной интенсивности: ходьба с выполнением различных заданий; легкий бег, подскоки, прыжки со скакалкой, через резинку, «классики» и прочее. Пауза может предусматривать выполнение игровых и имитационных общеразвивающих упражнений, развивающих мышцы плечевого пояса, туловища, дыхательную гимнастику («Делай как я», «Зеркало» и др.). Наибольший эффект обеспечивается за счет использования нестандартного физкультурно-игрового оборудования: парашюта, султанчиков, фитбол. 5. Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус. Дыхательная гимнастика включается в содержание: утренней гимнастики; гимнастики после дневного сна; физкультурного занятия; корригирующей гимнастики; прогулки. Отдельно дыхательная гимнастика проводится и в процессе физкультминутки, динамической паузы. Она представлена игровыми и имитационными упражнениями или целой серией упражнений. 6. Прогулка В зависимости от характера предшествующей деятельности содержание прогулки с детьми может быть традиционным и представлено в виде: организованных подвижных игр; игровых упражнений; индивидуальной работы и самостоятельной двигательной активности детей. Независимо от характера отклонения в состоянии здоровья структура двигательной деятельности на прогулке представлена следующими компонентами: организованной воспитателем (30–35% от времени пребывания на прогулке); самостоятельной или произвольной (40–45%); индивидуальной работой с детьми (15–20%). Организованная двигательная активность представлена тремя компонентами: Подвижная игра: сюжетная, игра-эстафета, игра с элементами соревнования (высокой интенсивности, организуемая фронтально). Игровое упражнение на закрепление основных видов движений и развитие физических качеств (по подгруппам). Спортивное упражнение (лыжи, санки, велосипед, самокат) или спортивная игра (баскетбол, футбол, бадминтон, городки, ручной мяч, хоккей) – по подгруппам. В дни отсутствия физкультурных занятий в сетке образовательной деятельности для повышения двигательной активности детей проводятся интенсивные прогулки, в том числе дозированная ходьба – выполнение упражнений на тропе здоровья, скандинавская ходьба. Интенсивная прогулка – максимальное увеличение физической нагрузки за счет включения в нее игр и игровых упражнений разной подвижности с разнообразными движениями. Подбирать игры для интенсивной прогулки следует с учетом предыдущей деятельности детей. После спокойных занятий, требующих сосредоточенного внимания, проводятся игры более подвижного характера. После музыкальных занятий включаются игры средней подвижности. В играх продумывается чередование ускорения и замедления, напряжения и расслабления. Организованная и самостоятельная двигательная активность планируется с учетом интересов детей и гендерных особенностей. Мальчикам предлагаются игры и упражнения скоростной, скоростно-силовой, силовой направленности: бег, прыжки, лазание, спортивные игры с мячом, клюшкой, борьба. Девочкам – гимнастика, ритмика, игры и упражнения со скакалкой, резинкой, мячом и ракеткой, игры в «классы» и прочее. Учитывая индивидуальные особенности физического развития детей, в прогулку могут включаться коррекционные игры, дозированная ходьба с использованием тропы здоровья, скандинавских палок. При организации упражнений на тропе здоровья учитывается предыдущая деятельность, день недели, время года, индивидуальные особенности детей. Ходьба для мальчиков и девочек дозируется по-разному. При подборе упражнений учитываются индивидуальные особенности детей: плоскостопие, косолапость, имеющие плоско-вальгусные стопы. 7. Гимнастика после дневного сна Гимнастика после дневного сна повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию. После пробуждения гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Гимнастика после дневного сна во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка. Гимнастика включает в себя выполнение специально подобранных физических упражнений. Варианты организации детей после подъема: различные виды ходьбы, танцевальные движения под музыку, игра малой подвижности; босохождение по дорожке здоровья: по ребристой доске, по коврикам-массажерам; игры и игровые упражнения с предметами; две–три игры малой и средней подвижности; упражнения, лежа в постели, из разных исходных положений (лежа на спине, животе, боку); комплекс упражнений ритмической гимнастики под музыку; щеточный массаж, дыхательная гимнастика. 8. Час здоровья Тематическое мероприятие проводится ежедневно после дневного сна. Для проведения часа здоровья используется картотека упражнений из оздоровительной, бодрящей и дыхательной гимнастик. Содержание часа здоровья по возрастным группам представлено в таблице ниже. Первая Вторая Средняя Старшая Компоненты часа Подготовительная младшая младшая группа группа здоровья (6–7 лет) группа группа (4–5 лет) (5–6 лет) (2–3 года) (3–4 года) 3 минуты 3 минуты 4 минуты 5 минут Босохождение по 2 минуты дорожкам здоровья 2 минуты 2 минуты 2 минуты 2 минуты Бодрящая гимнастика 3 минуты 3 минуты 4 минуты 5 минут Самомассаж (стоп, рук, спины) 2 минуты массажером 2 минуты 2 минуты 2 минуты 2 минуты Дыхательная гимнастика – 2 минуты 2 минуты 2 минуты 2 минуты Умывание прохладной водой 1 минута 1 минута 1 минута 1 минута 1 минута Всего за день 11 минут 13 минут 15 минут 17 минут 17 минут Гимнастика кроватках в 5 минут 5 минут 9. Физкультурные досуги для детей При правильном подборе входящих элементов физкультурные досуги становятся эффективным средством воздействия на личность ребенка, способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом ведут себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели. Физкультурные досуги сопровождаются музыкой, что благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, развивать музыкальный слух, память. Физкультурные досуги позволяют педагогу: не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им и другими детьми движений, радоваться успехам другого. Физкультурные мероприятия не требуют специальной подготовки детей, строятся на знакомом материале или новом, который не вызывает затруднений. Немалую роль в создании определенного настроения у детей играет атрибутика: эмблемы, вымпелы, медали. Вариантов досугов может быть несколько. 1. Досуг со знакомыми играми и игровыми упражнениями: общая игра средней подвижности: повторяется два–три раза. С помощью такой игры дети получают первый эмоциональный настрой; аттракционы. Их бывает не более трех. Они подбираются с таким расчетом, чтобы, повторив каждый не более трех–четырех раз, обеспечить участие всех детей в одном или двух из них. Аттракционы дают возможность одним детям проявить свои умения и навыки, другим – выразить эмоции в качестве болельщиков; игра с элементами соревнований или игра большой подвижности, в которой принимают участие все дети; игра малой подвижности. 2. Музыкальный досуг. Данный вид развлечений проводится под музыку. Дети соревнуются в качестве выполнения движений с предметами (с мячами, лентами, обручами). Такой досуг развивает у детей творческую инициативу, воображение. Планируя музыкальный досуг, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей группы. 3. Физкультурный досуг. Такой досуг строится на элементах одной из спортивных игр, где участвуют две команды: баскетбол, ручной мяч, бадминтон. В качестве варианта физкультурного досуга с детьми можно организовать «Веселые старты». Такое мероприятие строится в основном на играх-эстафетах. Спортивные пособия, предметы и сами движения подбираются такие, с которыми дети встречались на физкультурных занятиях или в повседневной жизни и хорошо усвоили их. В одной эстафете – не более трех этапов. Как правило, не следует включать несколько игр-эстафет подряд, так как они возбуждают и утомляют детей. Между играми-эстафетами включаются задания, направленные на снижение физической нагрузки детей, при которых сохраняется их эмоциональный настрой. Примеры вариантов проведения «Веселых стартов»: какая команда перечислит больше считалок, игровых зачинов, загадок? какая команда быстрее сделает из бумаги стрелу? чья команда быстрее построит дом? 10. Физкультурный праздник для детей Повышенная двигательная активность, свежий воздух, положительные эмоции, развлекательная направленность удовлетворения интересов детей, участие родителей отличают физкультурный досуг и праздник от ежедневных физкультурнооздоровительных форм двигательной активности. Варианты проведения физкультурного праздника: 1. По двигательному содержанию: комбинированный. Он строится на основе сочетания разных видов знакомых физических упражнений: гимнастики, подвижных игр, забав, спортивных упражнений; на основе спортивных упражнений. Праздник может быть смешанного типа, когда объединяются несколько разновидностей сезонных спортивных упражнений (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой типа «Зимние забавы» или катание на велосипеде, игры с водой – летом); на подвижных играх, аттракционах, забавах. К участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых в неограниченном количестве; интегрированные. В содержание праздника этого вида наряду с двигательной включаются элементы познавательной, изобразительной, театральной деятельности. 2. По доминирующей задаче: формировать здоровый образ жизни. Обычно это тематические праздники: «Солнце, воздух и вода – мои верные друзья», «Приключения в стране Неболеек», «Папа, мама, я – спортивная семья»; позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения, направленные главным образом на создание хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, снарядов; воспитать интерес к народным традициям. Это фольклорные по тематике и содержанию праздники, проводимые в соответствии с народным и православным календарем (Рождество, Масленица). Праздники составляются на доступном детям фольклорном материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, с использованием атрибутов национальной одежды, инвентаря. В старшей и подготовительной группах реализуются дополнительные вариативные образовательные программы. Все компоненты образовательной деятельности по физической культуре специалисты вместе с воспитателями и методистом включают в план работы с детьми на год. В таблице ниже – вариант составления плана оздоровительных мероприятий для часто болеющих детей. План оздоровительных мероприятий группы оздоровительной направленности для часто болеющих детей Периодичнос Сентябр Октябр Ноябр Декабр Январ Мероприятия Направление ть ь ь ь ь ь Профилактическ ие (профилактика простудных заболеваний) Утренняя гимнастика ежедневно Оздоровительн 1 раз ая гимнастика неделю + + + + + в + + + + + Модель двигательной активности В режиме дня, согласно требованиям СанПиН, педагогами отведено достаточно места и времени для реализации детской двигательной активности (таблица 6.7 СанПиН 2.4.364820). Воспитатели варьируют физическую нагрузку согласно индивидуальным особенностям физического развития детей. № Форма организации Младший возраст Старший возраст младшая группа средняя группа старшая группа подготов. группа 6 минут 8 минут 10 минут 12 минут в 10–15 минут 20 минут 25 минут 30 минут на 10–15 минут 20 минут 25 минут 30 минут 3 часа 3 часа 3 часа 2–3 минуты 3–5 минут 3–5 минут 1 Утренняя гимнастика (ежедневно) 2 Физкультурные занятия помещении (2 раза в неделю) 3 Физкультурные занятия воздухе (1 раз в неделю) 4 Прогулка 5 Физкультурные (ежедневно) 6 Подвижные игры (ежедневно) 7 Спортивные игры, упражнения (1 10 минут раз в неделю) 8 Бодрящая гимнастика (ежедневно) 9 Артикуляционная, пальчиковая 5 минут гимнастика (ежедневно) 3 часа минутки 2–3 минуты 6–10 минут 10–15 минут 8 минут 15–20 минут 15–20 минут 10 минут 15 минут 20 минут 10 минут 10 минут 10 минут 5–10 минут 5–10 минут 5–10 минут 10 Зрительная (ежедневно) гимнастика 5 минут 5–10 минут 5–10 минут 5–10 минут 11 Дыхательная (ежедневно) гимнастика 2–3 минуты 2–3 минуты 2–3 минуты 2–3 минуты 12 Самостоятельная деятельность двигательная ежедневно 13 Спортивные (1 раз в месяц) развлечения 20 минут 30 минут 30 минут 40 минут 14 Спортивные праздники (2 раза в 20 минут год) 30 минут 30 минут 40 минут Организация двигательного режима Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе исполнения режимныхмоментов Утренняя гимнастика - ежедневно 10 минут Физкультминутки - ежедневно 1-3 мин. в зависимости от вида и содержания занятий. Игры и физиологические упражнения на прогулке - ежедневно 2 раза (с утра и вечером) 15-20 минут Закаливающие процедуры - ежедневно после сна 4-5 минут Дыхательная гимнастика - ежедневно после сна Спортивные упражнения - 2 раза в неделю 40-50 минут Здоровьесберегающие технологии, применяемые в группе для детей с ВПС. Медико-профилактические Закаливание (в согласовании с мед. показаниями) Хождение по корригирующим дорожкам после сна - ежедневно Ходьба босиком - ежедневно Облегченная одежда - ежедневно Профилактические мероприятия Витаминотерапия (плоды, овощи) - ежедневно Витаминизация 3-х блюд - ежедневно Употребление фитонцидов (лук, чеснок) в осенне-зимний период чесночные бусы, медальоны - по эпид. показаниям Медицинский мониторинг здоровья ребенка - в течение года плановые мед.осмотры антропометрические измерения - 2 раза в год профилактические прививки - по возрастным свидетельствам Кварцевание по эпидпоказаниям Физкультурно – оздоровительные корригирующие упражнения (усовершенствование осанки, плоскостопие, зрения) ежедневно Зрительная гимнастика - ежедневно Пальчиковая гимнастика - ежедневно Музыкотерапия - ежедневно Динамические паузы - ежедневно Режим дня и образовательный процесс в средней группе комбинированного видареализуется в режиме пятидневной недели, с 2-мя выходными и праздничнымиднями в согласовании с производственным календарём России на нынешнийкалендарный год. Режим присутствия: с 7.00 до 19.00 (12 часов) - Ежедневная организация жизнедеятельности ребёнкаисполняется в согласовании с СанПиНом 2.4.3648-20 Требования к приему ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, режимудня и организации воспитательно-образовательного процесса. Гибкий режим дня разрабатывается в согласовании с возрастом ребёнка. В теплое время года при подходящих метеорологических критериях ООД и оздоровительная работа в дошкольных группах организуется на открытом воздухе. Гибкий режим дня Во второй младшей группе комбинированного вида на холодный период года 2023-2024 уч. год 7.00– 8.00 Прием детей, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения, игры, индивидуальная работа 8.00 – 8.10 Подготовка к завтраку, завтрак 9.00 – 10.00 Организованная образовательная деятельность 10.00 – 10.20 2 завтрак. 10.30 – 11.30 Прогулка: подвижные игры, ознакомление сприродой, индивидуальная работа по физическому развитию, беседы,самостоятельная деятельность. Возвращение с прогулки, водные процедуры.12.00-12.30 Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду, обед. 12.30 – 15.00 Дневной сон 15.00 – 15.30 Постепенный подъем, гимнастика после сна, индивидуальная работа, воздушные ванны, гигиенические процедуры, индивидуальная работа 16.00 – полдник 17.10 – 17.40 – Подготовка к ужину, ужин 17.40 – 19.00 - Подготовка к прогулке. Прогулка: ознакомление с природой, труд вприроде, подвижные игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа по физическому развитию Индивидуальная работа для развития мелкой моторики Тема " Детский сад и игрушки ": 1. Пальчиковая гимнастика: " Дружба ", " Шарик "; 2. " Фигурки из палочек "; 3. Игра с горохом или бобами; 4. " Чудесный мешочек»; 5. " Дорисуй орнамент ". Тема " Ягоды ": 1. Пальчиковая гимнастика: " Травка ", " Этот пальчик "; 2. " Фигурка из палочек «(корзинка для ягод); 3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру); 4. Ниткография(полянка); 5. Дорисуй орнамент. Тема " Грибы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Корзинка ", " За грибами'; 2. Фигурки из палочек (выложить гриб); 3. Игра с перловкой (грибы); 4. " Чудесный мешочек, отыскать грибок посреди остальных предметов "; 5. Рисунок по виду из лёгких геом. фигур; 6. Дорисуй орнамент. Тема " Овощи' 1. Пальчиковая гимнастика: " капуста "; 2. Фигурки из палочек (машинка); 3. Игра с фасолью; 4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Перелётные птицы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Птичек свора ", " скворечник ", " Птенчики в гнезде "; 2. Фигурки из веточек; 3. Игра с бабами и горохом; 4. " Узнай меня! (объединить точки одной чертой) " Лебедь "; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Домашние птицы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Утята ", " Гусь "; " Петушок " " Курочка "; 2. Работа с гуашью; 3. Игра с рисом:( обвести утенка по контуру ивыложить его рисом); 4. Самомассаж гранеными карандашами; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Почта " 1. Пальчиковая гимнастика: " Гости " " Почтовый ящик; 2. Фигурки из палочек; 3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку); 4. Художественный труд; 5. Дорисуй орнамент; Тема: " Осень " 1. Пальчиковая гимнастика: " Пальчики " Грабли "; 2. Фигурки из палочек; 3. Обрывание (форма листьев разных деревьев); 4. Самомассаж с шариками; 5. Ниткография (осенние деревья); 6. Дорисуй орнамент. Тема " Семья " 1. Пальчиковая гимнастика: " Моя семья "; 2. Фигурки из палочек; 3. Работа с манкой; 4. Бусы т маме из комков бумаги; 5. Игра " Пианино "; 6. Дорисуй орнамент. Тема " Наш город " 1. Пальчиковая гимнастика: " Газон засох " " Колодец "; 2. Фигурки из палочек (башня, дом); 3. Фигурки из ветвей (сооружение детского сада); 4. Работа с камушками (тропа и машинки); 5. Самомассаж с гранёными карандашами; 6. Дорисуй орнамент. Тема " Наша Родина " 1. Пальчиковая гимнастика: " Здравствуй ", " Обогрей'; 2. Фигурки из палочек (солнце); 3. Работа с пшеном (выложить по контуру набросок); 4. Панно из мозаики по мотивам российской народной росписи; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Зима " 1. Пальчиковая гимнастика: " Погреемся ". " Лёд " " Мороз'; 2. Игра: " Разложи льдинки по формочкам "; 3. Работа с ватой (снежные сугробы); 4. Работа с тонкими картонными полосами (снежинка); 5. Дорисуй орнамент. Тема " Зимующие птицы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Голуби " " Воробьи "; 2. Работа с маленькими геометрическими фигурами (птичка); 3. Обрывание (украсить снегиря маленькими кусками); 4. Ниткография (зимний лес); 5. Дорисуй орнамент. Тема " Зимние забавы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Снежный ком " " Снеговик "; 2. Фигурки из палочек (санки); 3. Работа с рисом (зимний вид); 4. Самомассаж с шарами; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Новый год " 1. Пальчиковая гимнастика: " Праздник " " Ёлочка "; 2. Фигурки из палочек (Ёлочка); 3. Обрывание (игрушки для ёлочки); 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок; 5. Дорисуй картину. Тема " Посуда и еда " 1. Пальчиковая гимнастика: " Шалун " " мы посуду мыли "; 2. Фигурки из палочек:( конфетки, кастрюлька, коробка); 3. Ласковые пальчики " Чудесный мешочек "; 4. Игра с рисом; 5. Игра с горохом (выложить чайную посуду); 6. Дорисуй орнамент. Тема " Одежда и обувь " 1. Пальчиковая гимнастика: " варежки, сапожки, крючки "; 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками; 3. Работа со шнуровками; 4. Растягивание резинки ( держа пальчиками за концы); 5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь); 6. Плетение узора из разноцветных шнурков; 7. Дорисуй орнамент. Тема " Домашние животные " 1. Пальчиковая гимнастика: " Повстречались ", " Лошадки' " Овечки " " Собака " "Кошка " " Коза "; 2. Фигурки из палочек (киска); 3. Работа с перловкой (телёнка по контуру); 4. Работа со штампами; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Дикие животные " 1. Пальчиковая гимнастика: " Наш лужок ", " Ёжик'; 2. Фигурки из палочек (ёжик); 3. Ниткография; 4. Самомассаж с гранёным карандашом; 5. Дорисуй орнамент. Тема " Животные жарких стран " 1. Пальчиковая гимнастика: " Черепаха " " Слон "; 2. Работа с камушками (слон по контуру); 3. Обведи набросок по полосы не отрывая карандаш от бумаги; 4. Работа с бросовым материалом (любимое животное); 5. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Защитники отечества " 1. Пальчиковая гимнастика: " Солдаты " " Бойцы-молодцы'; 2. Фигурки из палочек (танк, самолёт); 3. Работа с рисом (салют на голубом картоне); 4. Конкурс " Кто более узелков завяжет на верёвке "; 5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ); 6. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Рыбы' 1. Пальчиковая гимнастика: " Рыбки "; 2. Фигурки из палочек (рыбка, раковина); 3. Работа с цветными шерстяными нитками(аквариум); 4. Работа со штампами (перевоплощение в рыбку); 5. Работа с манкой (шторм); 6. Ниткография(волны); 7. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Весна " 1. Пальчиковая гимнастика: " Весенний дождь "; 2. Работа с бумагой(скручивание) " дождь лей "; 3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком); 4. Ниткография (краски весны); 5. Дорисуй орнамент и раскрась не выходя за очертание. Тема " Мамин праздник' 1. Пальчиковая гимнастика: " Мамочка, тюльпан'; 2. Фигурка из палочек (цветочек для матери); 3. Плетение (бант на коробку); 4. Обрывание; 5. Дорисуй орнамент; Тема " Строительные профессии'; 1. Пальчиковая гимнастика: " Маляры, дом на горке "; 2. Фигурки из палочек (дом и ворота); 3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по эталону); 4. Самомассаж с шариками; 5. Работа с трафаретами; 6. Дорисуй орнамент и раскрась не выходя за края. Тема " Школа " 1. Пальчиковая гимнастика: " Мы писали»; 2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш); 3. Графический диктант; 4. Выложить буквы и числа горохом; 5. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание; Тема " Космос " 1. Пальчиковая гимнастика: " Комета "; 2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета); 3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо); 4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе); 5. Работа с рисом; 6. Дорисуй орнамент. Тема " Мебель " 1. Пальчиковая гимнастика: " Стул, стол "; 2. Фигурки из палочек; 3. Работа с рисом и горохом; 4. Упражнения с грецкими орешками ( катание между ладонями); 5. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Бытовые приборы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Телевизор, часы, пылесос'; 2. Фигурки из палочек (газовая плитка, телек); 3. Игра с волчками; 4. попади в мишень (скомкать газету); 5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё; 6. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Откуда хлеб пришёл? " 1. Пальчиковая гимнастика: " Хлебушек, пекарь "; 2. Фигурки из палочек (мельница); 3. Ниткография (колоски); 4. Работа с пшеном (хлеб); 5. Самомассаж с гранёным карандашом; 6. Тестопластика (крендельки); 7. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Цветы " 1. Пальчиковая гимнастика: Цветки, мак, хризантемы; 2. Фигурки из палочек (кактус); 3. Обвести набросок по точкам (цветок); 4. Работа с тычками (полевые цветочки); 5. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за края. Тема " День победы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Салют ", " Солдаты ". 2. Фигурки из палочек (танк, флаг); 3. Ниткография (нескончаемый пламя); 4. Работа с катушками (монумент павшим бойцам); 5. Дорисуй картину в зеркальном отражении. Тема " Насекомые " 1. Пальчиковая гимнастика: " Божьи коровки ", " Осы " " Паук ", " Бабочка ", "Сороконожка "; 2. Фигурки из палочек (мотылек, жук); 3. Обвести набросок по точкам (комар); 4. Логическая вереница со штампиком; 5. Ниткография(мотылек); 6. Дорисуй орнамент и раскрась, не выходя за очертание. Тема " Каникулы " 1. Пальчиковая гимнастика: " Веселые ребята ", " Качели ", " Пальчики отдыхают "; 2. Фигурки из палочек(карусель); 3. Пейзаж на манке; Взаимодействие с семьей Взаимодействие с родителями исполняется по последующим направлениям. 1. Комплексное обследование семьи: наставником. • Жилищные условия семьи • Возраст. Образование мамы и отца. • Состав семьи. Оказание психолого-педагогической поддержке родителям по запросу. 3. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам в коррекционной работе, 1. Индивидуальные практикумы. 2. Просмотр личных занятий. 3. Обучение взрослых практическим приемам работы с ребёнком. 4. Задания для работы дома. Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка выполняется по последующим фронтам: 1. Просветительское 2. Культурно - досуговое 3. Психофизическое Просветительское направленность Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы) Собеседование (сбор информации) Анкетирование, Беседы Встречи со специалистами Индивидуальные консультации по появившимся вопросам Круглый стол Дискуссии Знакомство родителей с новостями литературы по проблеме здоровья. Культурно - досуговое направленность Дни открытых дверей. Совместные праздники Таким образом, в МБДОУ формируется микроклимат, в базе которого лежит почтение к личности человека, внимание о каждом ребенке, доверительное известие между взрослыми и детьми, родителями, преподавателями и докторами, гарантируется взаимозависимость физиологической, психической и общественной элементов самочувствие. Вывод: В МБДОУ детском саду «Золотой ключик» общеразвивающего вида Муйского района проводятся различные виды физкультурных занятий (сюжетные, тренировочные, игровые), утренняя гимнастика, гимнастика после сна с внедрением логоритмических икоррекционных упражнений, корригирующая гимнастика - цель которых: формирование интереса к физ. культуре и здоровому виду жизни, ориентирована на активизацию двигательной деятельности ребенка. Используемая литература 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273; 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 (с изменениями на 14.08.08). Действующая редакция. 3. СанПиН 2.4.3648-20 . 4. Программа «Развитие речи в детском саду», Гербова В.В., Мозайка-Синтез,Москва 2017. 5. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающиетехнологии в ДОУ», ТЦ Сфера, 2019. 6. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», Москва, 2014. 7 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 8. Змановский Ю.Ф. и Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 2019.— № 4. 9. М.Ю. Картушина. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М. Творческий Центр Сфера, 2017. 10. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний в педиатрии. М., 2020. 11. М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2018. 12. Т.К. Марченко, Ю.Ф.Змановский. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 2016. 13.В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2018. 14.М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2019. 15. К.А.Святкина, Е.В. Белогорская, Н.П.Кудрявцева «Детские болезни» Москва «Медицина» 2017г. 16 Н.А.Белоконь «Болезни сердца у детей» том 1 Москва «Медицина» 2017г. 17 Н.А.Белоконь «Болезни сердца у детей» том 2 Москва «Медицина» 2017г. 18А.Н.Тарасов, Е.А. Гордиенко «Неотложная доврачебная помощь при сердечнососудистых заболеваниях» 19 Э.К.Цыбулькина «Неотложная помощь в педиатрии» «Медицина» 2017г. 20https://yandex.ru/search/?text=%5Bmedbe.%20Ru&&lr=75.