10.08.2020
Условия
социокультурной интеграции, модернизация российского образования определяют
потребность современного общества в компетентных специалистах, обладающих не
только профессиональными умениями, но и духовно-нравственным потенциалом,
социально-созидательными качествами и способами взаимодействия, что
актуализирует проблему этнокультурного воспитания как составляющей культуры в
целом. В связи с этим необходим поиск эффективных педагогических путей решения
данной проблемы.
Исследование
проблемы развития этнокультурного воспитания подтверждает, что данная область
научного знания и практического применения представляет значимую проблему.
В дошкольном возрасте закладываются основы
личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила
человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания,
воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т. Ф. Бабынина, М. И.
Богомолова, З. А. Богатеева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и
др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной
деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий,
которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е. В.
Бондаревская, Н. И. Ильин и др.), на признании детства как
культурно-исторического феномена (Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцева).
Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте
являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального
самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных
этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных
культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.
Этнокультурное представление – это не просто представление об
истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного
разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в
социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и
обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать
вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников
этнокультурных представлений .
Учитывая потребность развивающейся личности, специфику
социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания,
основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, являются:
культурологический,
при этом подходе результат личностно-ориентированного образования – это человек
культуры, который гармонично сочетает в своем личностном образе
общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность
(Е. В. Бондаревская);
принцип
народности – развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической
культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального,
непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста;
принцип
природосообразности – учет в образовательном процессе возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка, целостное развитие личности, расширение ее
кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания;
принцип
компетентности, компетентность – базисная характеристика личности, отражающая
достижения человека в развитии отношения с другими людьми .
Этнокультурная компетентность рассматривается в структуре
общей социальной компетентности дошкольника, которая является одним из
показателей готовности ребенка к школьному обучению.
История
нашего детского сада неразрывно связана с историей Байкало-Амурской магистрали,
с историей поселка Таксимо, со строителями, связавшую свою жизнь с БАМом.
Таксимо – многонациональный поселок со славным, патриотическим прошлым.
Микрорайоны поселка до сих пор в обиходе носят названия многонациональных
отрядов строителей.
Идея нашего проекта заключается в организации
значимой, мотивированной деятельности для взрослых и детей - в создании музея
семьи, национальных мини-музеев. Участники проекта погружаются в поисковую, исследовательскую,
творческую деятельность, собирают семейные реликвии, проектируют содержание,
дизайн «своего» музея, способ его презентации исподволь погружаются в родную культуру.
Мы раскрываем поведенческий аспект этнокультурного
воспитания педагога, в основе которого лежат деятельностные и поведенческие
нормы, духовные и социальные ценности, обеспечивающие созидательное
существование и взаимодействие субъектов образования в различных видах образовательной
деятельности.
Практическая значимость нашего проекта
заключается в том, что его результаты могут быть использованы при организации
целостной системы повышения уровня Этнокультурного образование: разработке модифицированных
программ, проектов, педагогических семинаров, тренингов, содержания деятельности
творческих мастерских.
Нарушились
традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.
Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном
процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, без духовности общества.
Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры,
восстановление системы преемственности народных традиций является одним из
способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моего
проекта, повышения уровня этнокультурного воспитания членов общества.
Объект
проекта: развитие этнокультурного воспитания участников образовательного
процесса: воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов ,
представителей социума.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.08.2020
Дата обновления: 10.08.2020
Дата публикации: 10.08.2020