04.12.2018
ГОРДЕЕВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА проконсультирует по вопросам развития речи детей.
04.12.2018
18.02.2019
Пальчиковые игры – развлечения для детей,
не требующие финансовых затрат, а самое главное – приносят детям много радости,
являются полезными для их речевого и
интеллектуального развития. Эффективность и польза таких игр объясняется с научной точки зрения. Ручки
малыша и его речь имеют тесную взаимосвязь. Она объясняется тем, что в головном
мозге центры, отвечающие за движения пальцев, рук и за речь, находятся в
непосредственной близости. Таким образом, занимаясь развитием тонкой моторики
(стимулируя движения пальцев и рук), можно воздействовать на мозговые зоны,
отвечающие за речь. Именно поэтому дети, с которыми практиковали такие игры, можно сказать с рождения, быстрее
начинают говорить и четче мыслят.
Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но сказать не может. Это объясняется следующим образом. Правое полушарие мозга отвечает за создание образов предметов, различных явлений и т. д., а левое полушарие отвечает за воспроизведение слова, обозначающего данный объект. Чтобы мыслительный и речевой процессы происходили быстрее, необходимо тренировать совместную работу обоих полушарий мозга. Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.
Интересно, что игры, направленные на развитие пальцев рук и кисти,
появились еще в древности, причем в разных странах. Так в Китае практиковались
занятия с шарами из дерева и металла, в Японии реквизитом для подобных игр
служили грецкие орехи. А в России на протяжении многих веков люди сложили для
детей множество потешек, сопровождающих двигательные игры для маленьких
пальчиков и рук, одна из таких, всем известная с детства, «Сорока-сорока».
Пальчиковые игры дают возможность
родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать творческие способности. Благодаря таким играм
ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения формируют
добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи наших пальчиковых игр разнообразны, нравятся малышам, дети с
удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые забавы
готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе
руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и
лево.
Игры, в которых малыш ловит
или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает
пальцы партнёра, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют
поочерёдно, напоминают маленькие сказочки и выполнить их самостоятельно могут
дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты
пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то
понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять
синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им
достаточно выполнять движения вместе с взрослым
или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные или
вязаные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые
игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к
текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если
возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением на музыкальных занятиях. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.
18.09.2019
10
простых советов родителям
Речь
ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой
практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые
начинаются с первых дней его жизни.
1 совет. Разговаривайте
со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление
еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы
делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш
ребенок.
2 совет. Говорите,
используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно
быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется
только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3 совет. Задавайте
ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько
слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он
играет?»
4 совет. Выдерживайте
временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на
вопросы.
5 совет. Слушайте
звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор
самолета и т.д.
6 совет. Расскажите
короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам
или кому-нибудь еще.
7 совет. Если
вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему
обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и
назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте,
что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их
заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь
каждый день.
8 совет. Если
ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам.
Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие.
Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить
«Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.
9 совет. Большинство
занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать
речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и
внимание.
10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».