Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ Д/С «Золотой ключик» для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов созданы следующие условия:
· обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2п.27Закона об образовании в Российской Федерации).
Используются методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидами «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности“.
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) таких детей выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы).
Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе стем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в среду здоровых сверстников созданы следующие условия:
· Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение;
· Создание развивающей среды;
· Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств (педагог-психолог, учителя-логопеды, медицинская сестра).
Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
Создание предметно-развивающей среды. Лестницы оборудованы перилами. Необходимое внимание уделяется освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, представленный наглядный материал озвучивается для того, чтобы он смог получить информацию. Дети с нарушенным слухом должны быть слухопротезированы ИСА (индивидуальными слуховыми аппаратами). Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
В дошкольном учреждении имеются:
· методический кабинет;
· кабинет педагога-психолога; сенсорная комната;
музыкальный зал
· физкультурный зал;
· кабинет логопеда
· медицинский кабинет
С детьми работают квалифицированные педагоги:
· воспитатели;
· музыкальный руководитель;
· педагог-психолог;
· инструктор по физкультуре
· учитель-логопед
МБДОУ Д/С «Золотой ключик» обеспечено кадрами в соответствии с квалификационными требованиями и штатным расписанием.
Особое внимание в ДОУ уделяется охране жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников. В детском саду обеспечение безопасности участников образовательного процесса определяется несколькими направлениями:
• обеспечение охраны труда работников дошкольного учреждения;
• обеспечение охраны жизни и здоровья детей, посещающих детский сад (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
• предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• антитеррористическая защита
В 2019 году МБДОУ Д/С «Золотой ключик» стал участником Государственной целевой программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан» подпрограммы «Доступная среда». Между Министерством образования и науки Республики Бурятия и Администрацией муниципального образования «Муйский район» заключено соглашение от. 25.06.2019 года «О предоставлении из бюджета РБ местному бюджету субсидии на создание условий для получения детьми – инвалидами качественного образования»
Общий объем бюджетных ассигнований составил 1526 тысяч 161 рубль, 62 коп, в том числе средства субсидий из республиканского бюджета в объеме 1510, 900 рублей.
Распоряжением Администрации муниципального образования «Муйский район» утвержден перечень мероприятий по созданию в нашем ДОУ условий для получения детьми – инвалидами качественного образования и распределения средств субсидии в объеме 1526 тысяч 161 рубль, 62 коп. Были заключены и исполнены договора на всю сумму предусмотренную соглашением от 25.06.2019.
В рамках Муниципального контракта с ООО "Бодайбо – Строй" на сумму 899325,62 рублей выполнены следующие виды работ:
1. Устройство и ограждение двух пандусов на входе здания и эвакуационном выходе.
2. Расширение дверных проемов,
3.Установка компакт –унитаза для инвалидов.
4. Устройство поручня откидного.
5. Устройство покрытий из тактильных плиток для незрячих и слабовидящих.
На сумму 626836,00 рублей приобретено оборудование для работы с детьми – инвалидами:
1. Программно – индикаторный комплекс «Комфорт» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров и коррекции психоэмоционального состояния методов БОС (для исследования интеллекта детей дошкольного возраста 4-5, 6л ет).
2. Интерактивный стол с программным обеспечением «Алма.Дошкольное образование»
3. Дидактический малый стол с наполнением.
4. Диван «Лимон» для релаксации.
5. Массажные балансировочные подушки.
6. Дидактический зеркальный модуль.
8. Тактильно – развивающая панель «Замочки».
9. Подушки напольные для релаксации и индивидуальной работы с детьми.
10. Стол игровой с проволочными лабиринтами «Космос».
11. Прибор рельефного рисования «Школьник».
12. Азбука и книга со сказками выполненная шрифтом Брайля.
Необходимо отметить что приобретённое оборудование соответствует требованиям безопасности, функциональности, доступности. Данные средства позволили создать условия для качественного образования детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для
посещения детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья специально оборудованы следующие помещения:
-Кабинет учителя-логопеда;
-Кабинет педагога-психолога;
-Изостудия;
-Сенсорная комната;
-Групповая комната.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий приспособлены следующие объекты:
-Группа комбинированной направленности с ОВЗ;
-Кабинет учителя-логопеда;
-Кабинет педагога-психолога;
-Сенсорная комната;
-Физкультурный зал;
-Музыкальный зал.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья в ДОУ - отсутствуют.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступк объектам спорта не ограничен для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-Физкультурный зал;
-Спортивная площадка;
-Прогулочная площадка.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства
обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования как
совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются
на следующие виды:
-печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
раздаточный материал и т.д.);
-спортивное
оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
-демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
-наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.д.);
-аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные
фильмы на цифровых носителях).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ на территорию и в здание ДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен в соответствии с требованиямиСП 59.13330.2016. Территория имеет ровное твердое покрытие, обеспечивающее беспрепятственное передвижение инвалидов.
Входная группа обеспечена пандусом,
информационными табличками с названием учреждения, указанием графика работы и
плана ДОУ.
Доступ
к кабинетам администрации, медицинскому блоку и туалету обеспечен посредством
предоставления сопровождающего лица.
Специальные условия питания
Питание воспитанников в
детском саду осуществляется в соответствии с действующим Санитарно-эпидемиологическими
нормами и нормативами СанПин 2.3/2.4.3590-20. В соответствии с примерным 10
- дневным меню. Для организации питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ созданы соответствующие условия: выделено специальное место для кормления ребенка-инвалида, обучен персонал.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников
осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в учреждении осуществляется
медицинской сестрой. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым
оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям,
имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной
помощи, здесь же проходит осмотр детей. В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья воспитанников проводят следующие мероприятия: осуществление
систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и
уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим
состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за физическим,
гигиеническим воспитанием детей; проведением закаливающих мероприятий;
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и
содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих
санитарных правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. В детском саду имеется
физкультурный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для
организации деятельности по физическому развитию. С воспитанниками организуется
НОД по физическому развитию 3 раза в неделю. Задачи и содержание
образовательной деятельности по физическому воспитанию детей включены в
образовательную программу учреждения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников, в том числе
детей-инвалидов и детей с ОВЗ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам
отсутствует.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым
обеспечивается доступ непосредственно воспитанников в рамках реализации
образовательных программ, в том числе и адаптированных, приспособленные
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детском саду для
получения качественного образования созданы специальные условия, которые
позволяют обучать ребенка с помощью специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования.
Созданная коррекционно-развивающая
среда, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической
помощи ребенку с ОВЗ на пути становления
его социальной компетентности на занятиях, в играх, общении со сверстниками и взрослыми,
формировании мобильности и общественной активности.
Для работы с детьми с
особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя -
логопеда оборудованы специальными техническими средствами обучения.