20.11.2020
Консультация
«Зачем нужны логопедические домашние задания?»
Очень часто слышу вопрос от родителей: «Зачем
нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается
с логопедом?». Родителей все чаще
удивляет тот факт, что логопед просит
завести тетрадь для выполнения домашних
заданий, пишет в нее задания и
просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с
ребенком.
Хочу отметить, что результативность коррекционной
помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в
исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним
заданиям.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на
закрепление у детей в домашних
условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на
занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при
подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то
есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от
той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно
взрослые в семье. Степень влияния домашней работы
родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания
и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто
воспитателям и логопеду приходится
сталкиваться с такими вопросами,как: «Вы
специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут
дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления
родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того
простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с
родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений
у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем.
Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа,
в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время
ребенок проводит дома с
близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к
речевому нарушению у ребенка:
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с
педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно
длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к
занятиям с ним.
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии
заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают
возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях
речевые умения и навыки не только при выполнении заданий
в тетрадях,но и в свободном речевом общении:
во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной
жизни. Домашнее задание ребёнок
выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с
ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и
взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований.
Выполнение дома определённых видов
работы по заданию логопеда дисциплинирует
вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих
школьных домашних заданий.
логопед зада
Задания включают в себя основные разделы:
1. Артикуляционная гимнастика, которая помогает
подготовить артикуляционный уклад для постановки звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на
автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах,
фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны
выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз
в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя
контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.
2. Задание на
развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
3. Серия лексико-грамматических заданий направлена на
обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи
ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по
родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с
существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение
основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
4. Заданияпо развитию связной речи: это построение простых и
сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для
ребёнка стихов.
5. Заданияна развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму:
обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных
направлениях разными способами по образцу; печатание букв, слогов, слов и предложений.
6. Заданияна закрепления навыков грамоты и чтения:
прочитывание слоговых таблиц,
с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и
занимательные задания с
изученными буквами.
Что необходимо знать и помнить родителям при
контроле над выполнением задания
ребенком дома:
1. Домашние
задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части (по10-15 минут работы).
2. Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье
вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими
порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота
и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация
звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются
однократно.
3. Все задания прочитываются
взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок
выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ
ребёнка,не корректируя его: сохраняя все произнесённые
окончания и формы слов.
4. Графические задания ребёнок
выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и
пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь
будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А
хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного
воздействия.
4. Тетрадь с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся
альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад.
Контроль над выполнением домашнего задания позволяет поддерживать
тесную взаимосвязь между логопедом,
воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная
коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе;
выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и
умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома)
1-Заниматься с ребёнком дома
ежедневно.
2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной
обстановке.
3-Время проведения занятий 10-15 минут.
4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое
достижение.
5-Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом,
чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый
вписывает ответ ребёнка.
7-Графические задания ребёнок
выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
Уважаемые
родители!
Желаю вам в
работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!